Федеральные министерства разработали сразу несколько законопроектов, призванных повысить уровень занятости людей с инвалидностью. С одной стороны, в РФ введут систему сопровождения особых сотрудников - подобрать подходящую вакансию и закрепиться на рабочем месте инвалиду поможет социальный работник. С другой стороны, реформам подвергнется механизм квотирования рабочих мест. А для работодателей, которые трудоустраивают инвалидов сверх квоты, могут предусмотреть дополнительные налоговые льготы.
Что еще необходимо сделать, чтобы у особых специалистов по-явилось желание и возможность трудиться, а у работодателей - стимул принимать инвалидов на работу?
Хотя бы 200 тысяч
По недавним оценкам федерального минтруда, уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста в среднем по стране составляет 31-32 процента. Схожие показатели зафиксированы и в субъектах СЗФО. При этом люди с ограниченными физическими возможностями, как показывают соц-опросы, стремятся трудиться. Мешает отсутствие доступной инфраструктуры как на пути к работе, так и на рабочем месте, нежелание работодателей идти навстречу особым сотрудникам.
Чтобы решить проблему, минтруд совместно с другими министерствами разработал специальный законопроект. Если документ обретет законодательную силу, люди с инвалидностью смогут запросить помощь в трудоустройстве в бюро медико-социальной экспертизы или в личном кабинете в федеральном реестре инвалидов. Сотрудники службы занятости проанализируют региональную базу вакансий, подберут заявителю подходящую работу, организуют взаимодействие с работодателем. И потом в течение нескольких месяцев будут проверять, закрепился ли человек с ограниченными возможностями в компании, комфортно ли ему трудиться.
Предприниматели, впрочем, утверждают: чтобы система сопровождения особых специалистов заработала в полную силу, необходимо увеличить размер субсидий на оборудование рабочих мест для инвалидов в российских регионах. В Калининградской области, к примеру, работодатель может получить на эти цели порядка 50 тысяч рублей на одного особого сотрудника, в Новгородской области - около 70 тысяч рублей. В Москве, для сравнения, выплата превышает 900 тысяч рублей.
- Допустим, волонтеры или сам предприниматель организовали для колясочника трансфер от дома до места, где он будет работать. Но надо как-то попасть в здание, подняться на нужный этаж, - рассуждает Роман Аранин, инвалид-колясочник, председатель калинин-градской общественной организации инвалидов "Ковчег" и руководитель предприятия, где трудятся инвалиды. - Стоимость качественных подъемников, пандусов, доступных лифтов измеряется миллионами рублей - понятно, что 50-тысячные субсидии никакой погоды здесь не сделают. Выплаты должны достигать хотя бы 200 тысяч рублей на одно рабочее место - чтобы работодатель, трудоустраивающий нескольких инвалидов, смог получить какую-то весомую экономию при переоборудовании своего предприятия.
Удаленная работа
Стимулы нужны не только работодателям, но и сотрудникам службы занятости, которым предстоит сопровождать особых работников, считает доцент департамента менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, специалист в области управления персоналом Елена Кудрявцева.
- Существуют две основные задачи трудоустройства работников с особыми потребностями, - поясняет Елена Кудрявцева. - Первая - собственно трудоустройство, реализация права человека на труд. Вторая - социализация, направленная на включение в общество тех, кто полноценно трудиться не может, но может выполнять некоторые посильные функции. Смешение этих задач и перекладывание их только на плечи работодателей - системная ошибка. На данный момент непонятен механизм оказания помощи силами служб занятости, и есть высокая вероятность того, что помощь превратится в выполнение формальной процедуры. Чтобы система сопровождения особых работников была не формальной, а реальной, службам занятости потребуется втрое увеличить штат - кроме тех, кто подбирает вакансию, потребуется принять на работу тех, кто сопровождает и курирует адаптацию. А также специалистов, контролирующих этот процесс. Понятно, что такие меры излишни и малопродуктивны - деньги, которые придется потратить на оплату труда новых специалистов служб занятости, с большим эффектом можно направить на другие мероприятия по содействию занятости инвалидов.
Что же это за мероприятия? В первую очередь, как подчеркивает эксперт, необходимо существенно повышать образовательный уровень людей с ограниченными возможностями. И речь должна идти о получении актуальных профессиональных навыков, которые позволят инвалиду работать удаленно.
- Я резкий противник сегрегации людей с инвалидностью. Но реальность такова, что среда российских городов не является доступной для этой категории граждан, - продолжает Елена Кудрявцева. - И самый действенный способ трудоустроить человека с ограниченными возможностями - помочь ему стать "удаленным" специалистом: бухгалтером, переводчиком, дизайнером, юристом и так далее. Это потребует от государства существенных постоянных затрат, связанных с индивидуальным подходом к обучению детей-инвалидов, студентов-инвалидов. Но куда более эффективно выпустить на рынок труда востребованных специалистов, для которых не нужно оборудовать специализированных рабочих мест, чем пытаться с помощью кнута и пряника убедить работодателей взять на работу инвалида.
Фонд оплаты труда работодателей
Кстати, система "кнута", то есть обязательного квотирования рабочих мест для людей с ограниченными возможностями на средних и крупных предприятиях, тоже может претерпеть изменения. Не секрет, что сейчас работодатели нередко соблюдают квоту формально, выделяя под нее непривлекательные низкооплачиваемые рабочие места. Чтобы решить эту проблему, в недрах минтруда разрабатывают другой законопроект. Он позволит компаниям, не имеющим возможности принять на работу человека с ограниченными возможностями здоровья, заплатить определенную сумму в специально созданный фонд. Средства из этого фонда будут тратиться на создание рабочих мест для инвалидов, поддержку предприятий, превысивших квоту.
- В прошлом году в рамках ОНФ мы проводили исследование, которое показало, что средняя зарплата работающих инвалидов в 3-3,5 раза ниже, чем средняя зарплата в регионе, - делится информацией руководитель Национального центра проблем инвалидности и эксперт ОНФ по делам инвалидов Александр Лысенко. - Чаще всего людям с инвалидностью предлагаются самые неликвидные вакансии. Но одного законопроекта минтруда недостаточно для исправления ситуации. Проблему надо решать комплексно. В частности, необходимо предусмотреть в законодательстве некие стимулы для работодателей принимать на работу инвалидов. Например, облегчать им в этом случае доступ к госзаказу.
Льготы и компенсации
Другой такой стимул прописан в поправках в Налоговый кодекс РФ, которые разработал федеральный минпромторг. Министерство выступило с предложением предоставить организациям, массово использующим труд инвалидов, право использовать пониженную ставку налога на добавленную стоимость в 10 процентов. Причем льготный налог можно будет платить по основному виду продукции, которую производит предприятие.
Роман Аранин рассказал еще об одном механизме, хорошо зарекомендовавшем себя в ряде государств Евросоюза. Речь идет о компенсации работодателю части расходов на оплату труда особого специалиста. Например, в граничащей с Калининградской областью Литве служба занятости возвращает бизнесу две трети от заработной платы человека с инвалидностью.
- Если у нас введут компенсацию в размере даже не двух третей, а половины от фонда оплаты труда, найдется немало работодателей, которые пожелают трудоустроить инвалидов, - комментирует ситуацию председатель калининградской общественной организации инвалидов "Ковчег". - Не нужно будет тратить деньги на систему сопровождения - бизнес сам будет заинтересован в адаптации особых сотрудников на рабочем месте. Идея с льготным налогом на добавленную стоимость, 10 процентов вместо 18, мне тоже кажется разумной. Правда, наше предприятие работает на "упрощенке" и платит только таможенный НДС при импорте продукции. Но льгота даст расширенные возможности при выборе налогового режима.
Схема, при которой работодателю компенсируют часть расходов на оплату труда инвалидов, выгодна государству не меньше, чем бизнесу, развивает тему Елена Кудрявцева. В таком случае деньги, направляемые на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями, будут работать дважды. Их приобретет и наниматель, и особый работник, который будет получать заработную плату, а впо-следствии - трудовую пенсию.
- Субъекты бизнеса, которые в непростых экономических условиях пытаются максимально сократить расходы на персонал, непременно воспользуются подобной возможностью. Что касается льготы по уплате налога на добавленную стоимость, ее применение рождает много вопросов относительно того, какие предприятия смогут воспользоваться преференцией и при каких условиях. Пока речь идет только о компаниях, массово использующих труд особых работников, а таких в стране единицы, - подводит итог Елена Кудрявцева.
Кстати
Законодательные механизмы, призванные повысить уровень реальной занятости людей с инвалидностью, разрабатывают и в регионах СЗФО. Так, вологодские парламентарии намерены закрепить в законодательстве само понятие "квота для приема на работу инвалидов" и определить, какие действия можно считать выполнением квоты. Кроме того, депутаты предлагают квотировать рабочие места по наиболее подходящим для инвалидов профессиям. Перечень должностей с учетом специфики регионального рынка труда, как считают вологодцы, должны утверждать субъекты Федерации.
Источник: rg.ru