Система инклюзивного образования, принятая в России несколько лет назад, включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Это подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.
В 2017 году детский сад №133 города Тюмени представлял опыт инклюзивной практики на всероссийском конкурсе «Лучшая инклюзивная школа» в г. Москва. По результатам конкурса детскому сад вошел в десятку лучших и отмечен Дипломом Лауреата в номинации «Лучший инклюзивный детский сад».
Мы встретились с его руководителем Хабаровой Светланой Николаевной и поговорили о подводных камнях «включенного образования».
- Насколько сложно внедрять систему инклюзивного образования в Детских дошкольных учреждениях?
- Мы рассматриваем инклюзивное образование в разных направлениях. Инклюзия – это тогда, когда ребенок с ОВЗ (разной направленности) - с тяжёлыми нарушениями речи, с РАС, с синдромом Дауна и др. - включается в процесс образования и социализации с обычными сверстниками. Инклюзия – это и тогда, когда дети групп компенсирующей направленности включаются в социально-инклюзивные мероприятия и проекты. Где дети вместе творят, соревнуются, радуются, общаются. Этнически разных детей, детей-мигрантов, которые обучаются и воспитываются вместе, мы тоже рассматриваем как инклюзивный процесс. В этом случае дети разных национальностей, соответственно каждый со своим менталитетом, характером и восприятием мира, включаются в совместную деятельность, игры, занятия, общение. Тем самым, разные формы инклюзивного образования мы рассматриваем как возможность всем детям в полном объеме участвовать в совместной жизни детского коллектива, стимулировать равноправие в общении, а главное - создавать определенный уровень комфорта.
- Инклюзивное образование универсально?
- К сожалению, нет. Мы понимаем, что инклюзивное образование подходит не для каждого ребенка с ОВЗ. Для особо тяжелой категории детей, когда практически отсутствуют навыки социального поведения, проявляется яркая эмоциональная нестабильность, мы рекомендуем посещение группы компенсирующей направленности. Наши педагоги четко разграничивают возможность инклюзии для каждого ребенка, принимая решение исключительно совместно с родителями и специалистами.
- Давайте поговорим о сложностях инклюзия.
- Наверно сложнее всего менять самосознание взрослых – родителей, членов семьи, педагогов. Дети готовы больше взрослых к общению. Они вместе играют и порой проявляют гиперопеку к «необычным детям». Стараются оберегать, предостерегать, словно это младший брат или сестра, которая еще много не умеет. А вот со взрослыми сложнее! Далеко не у всех педагогов проявляется умение и понимание в работе с такими детьми. У неподготовленного воспитателя проявляется сложность в выборе методов и приемов работы, в сопровождении ребенка с ОВЗ, т.е недостаточное владение знаниями и опытом в области коррекционной педагогики. Дело в том, что на уровне базового педагогического образования, педагогов не учат работать в условиях инклюзивной группы. А подготовка в области коррекционной педагогики очень мала или отсутствует совсем. Отсутствие образовательных стандартов дошкольного образования для детей с ОВЗ, а для педагогов соответственных ориентиров – как и к чему, идти - это большая проблема. Еще многие родители выражают непонимание, недоверие инклюзивному образованию. Встречаются родители, которые категорически убеждены, что дети, имеющие проблемы в развитии или здоровье, должны находиться исключительно в специальных условиях. Поэтому мы вынуждены дополнительно обучать наших педагогов специальной коррекционной педагогике, но это дает свои плоды.
- То есть ситуация в Тюменской области меняется?
- Да. Мы видим много положительных изменений. Благодаря нашим квалифицированным педагогам нам удалось повысить профессиональный уровень рядового воспитателя: в части сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы, выбора адекватных методов работы, умении адаптировать образовательную часть программы к детям с разным уровнем развития. Изменился в положительную сторону и моральный климат в группах: дети и родители проявляют больше участия, принятия, терпимости и заботы, нет негативно настроенных родителей, требующих изменить данную систему работы. Также к нашим победам стоит отнести тот факт, что дети инклюзивной группы хорошо адаптируются в условиях школы и общеобразовательного класса, для нас это очень важно! И очень радует, что мы все чаще наблюдаем в инклюзивной группе проявления у здоровых детей эмпатии, понимания, терпения. Дети стали больше общаться с «особыми детьми».
- А бывали случаи неудачной адаптации?
- Ярких примеров неудачной адаптации детей в условиях инклюзивной группы мы не отмечаем. А это, на наш взгляд следствие того, что мы не вводим ребенка в инклюзивную среду необдуманно. Прежде всего, мы решаем это коллегиально, с учетом мнения специалистов – учителей-дефектологов, педагога-психолога, врача-психиатра и, конечно же, с учетом мнения родителей и членов семьи. Мы просчитываем с коллегами все возможные риски. И если решение принимается в пользу инклюзивной группы, ребенка и его семью постоянно сопровождает педагог-психолог или учитель-дефектолог. Если ребенок с ОВЗ выявлен в любой возрастной группе, куда он изначально пришел, то работа ведется так же при сопровождении специалистов. Есть даже такие случаи, когда в процессе такого сопровождения и конструктивного диалога с родителями, ребенку рекомендовали посещение детского сада в группе компенсирующей направленности. А потом постепенно переводили его обратно в инклюзивную группу.
- Есть ли возможность родителям получить консультацию, если какие-то моменты, связанные с инклюзивный образованием, остались невыясненными?
- В нашем учреждении работает консультативный пункт, в который обращаются как родители наших воспитанников, так и не организованных детей или из других дошкольных образовательных учреждений. В консультативный пункт родители могут приехать лично по адресу г. Тюмень, ул. Спорта, 2-в, а могут обратиться в дистанционном режиме - по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону (3452)47-04-71 - и задать вопросы специалистам: дефектологам, логопедам, педагогу-психологу и администрации детского сада. Кроме этого, в детском саду работает такая вариативная форма дошкольного образования как «лекотека». Само слово лекотека произошло от шведского слова Leko – игрушка и греческого theke – хранилище. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Для справки:
МАДОУ детский сад №133 города Тюмени реорганизован в 2012 году путем присоединения 3-х дошкольных учреждений, одно из которых было коррекционной направленности. В дальнейшем коррекционное направление трансформировалось в инклюзивное образование. В учреждении воспитываются и получают образование наряду со здоровыми детьми, дети с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития, с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Каждому ребенку разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, в соответствии с адаптированной образовательной программой.
Источник: megatyumen.ru