Центр медицинской и социальной реабилитации «Пышма» со всех сторон окружен сосновым лесом. Здесь очень легко дышится, и так приятно прислушиваться к тишине. Директор учреждения Алевтина Лузина постаралась сделать все, чтобы учреждение выглядело как с иголочки. Недавно проведено благоустройство территории, появились яркие малые архитектурные формы, новые площадки для отдыха и прогулок реабилитируемых.
А как по-домашнему уютно и комфортно в самих корпусах! Никаких признаков неэффективности государственной опеки! Повсюду видны тонкий вкус, хозяйственная рука, теплое женское участие.
И немудрено: на комплексную медико-социальную реабилитацию в центр «Пышма» приезжают дети и взрослые, имеющие серьезные заболевания, дети с речевой патологией, инвалиды всех возрастов по слуху и зрению. Сотрудники учреждения: врачи-неврологи, офтальмологи, врач-оториноларинголог, физиотерапевты, педиатры, психологи, логопеды, дефектологи — делают все возможное, чтобы реабилитанты преодолели сковывающие их границы.
По месту жительства людям с ограниченными возможностями здоровья трудно одномоментно оказаться в фокусе внимания такого большого количества специалистов. А в центре «Пышма» — это обычная практика. С первого дня заезда и детям, и взрослым выписывается маршрутный лист с программой комплексной реабилитации. В течение 21 дня дети и взрослые получают общее и прицельно-специализированное лечение, массажи, аппаратное физиолечение, ЛФК, кислородные коктейли, водолечение.
В центре все предусмотрено для социально-бытовой адаптации, развития и досуга реабилитантов. Есть библиотека с «говорящими» книгами, которыми охотно пользуются тотально слепые люди, музыкальный зал, бассейн, театральный кружок, студии по лепке из глины и скрапбукингу. Стены, перила оснащены рельефно-точечными таблицами. А от ароматов, которые доносятся из местной столовой, что называется, текут слюнки.
— Нуждающихся в реабилитации много. Наш центр очень востребован, простоя у нас не бывает, и свободных номеров практически тоже, — отметила заведующая отделением санаторно-курортной помощи и медицинской реабилитации Ирина Дюкова.
— Ирина Александровна, а это нормально? Или данная ситуация с наплывом нуждающихся в реабилитации — своего рода тревожный сигнал?
— Тревожной ее можно назвать в том смысле, что ведущее место в списке детских патологий занимают речевые нарушения. Мне кажется, она уже вышла за рамки чисто медицинской проблематики и становится социальной проблемой. Это связано с образом жизни родителей ребенка, их временем нахождения и общения с ним. Многие мамочки вместо общения с чадом дают ему гаджет и на этом успокаиваются. А как происходит становление речевой функции? Ребенок смотрит на родителя, на его мимику, жесты, артикуляцию, находится с ним в контакте. Если контакта нет, то нет и нормальной речи. В год ребенок должен произносить уже до десяти слов. К двум годам — разговаривать. А нынешние дети в плане речи стартуют очень поздно.
— Как эта проблема решается? Что делается для ее решения в рамках 21-дневного курса?
— За 21 день мы стараемся вызвать у ребенка речь. Но более всего стараемся научить родителей тому, как заниматься с ребенком дома. По возвращении домой реабилитацию необходимо продолжать. И проводить ее должны сами родители.
— Что показывает практика: есть положительные результаты?
— Конечно! Наши усилия оправдываются. Если бы родители не видели эффекта от нашей реабилитации, то, наверное, у нас не было бы такой востребованности и плотной очередности.
Со сказанным согласна и логопед Юлия Кохановская.
— То, что родители стали меньше общаться со своими детьми, — это реальность. И те, и другие сидят в гаджетах. Многие родители думают, что ничего страшного, если ребенок заговорит в пять лет. И в таких случаях к нам попадают дети, которым 6–7 лет, а они до сей поры не умеют разговаривать. Поэтому ребенка стоит показать логопеду уже в 2–3 года.
— Юлия Николаевна, чем вас привлекает ваша работа?
— Ну, во-первых, я очень люблю детей. Во-вторых, я педагог, и мне нравится наблюдать за динамикой реабилитации, за появлением результатов моих усилий. Самое яркое событие в работе с ребенком — тот момент, когда ему удаются новые звуки, слоги. Одна неговорящая девочка пришла к нам в три года, два раза в неделю посещала наш центр. А сейчас она на «отлично» учится в одной из тюменских гимназий. Для меня это большая радость и высокая оценка заслуг всех специалистов нашего центра.
Отметим, что большой плюс — заинтересованность в результате самих родителей. Зульфия Халитова из Тюменского района привезла своего пятилетнего ребенка в центр «Пышма» во второй раз. У мальчика проблемы с речью, небольшой набор слов, короткая память и другие нарушения. Зульфия призналась: все предыдущие усилия помочь мальчику были неэффективными. В декабре прошлого года мальчик впервые приехал в центр «Пышма». И результаты не замедлили сказаться. Уже перед новогодними праздниками сыну удались его первые в жизни короткие фразы и вопросы, которые он смог задать своей маме. Мальчик даже выучил и рассказал небольшое стихотворение.
— Стихотворение «Наша Таня громко плачет» для нас было сродни полету в космос, но сын его выучил! — сообщила родительница.
По ее мнению, секрет успеха — в комплексном подходе к реабилитации ребенка, деятельном участии в этой работе самых разных специалистов:
— Сын не умел пользоваться ножницами. Посетил два занятия — и уже появился данный навык! Сотрудники центра сумели найти к сыну подход, хотя это очень трудно сделать.
Зульфия Халитова искренне, от всего сердца благодарит центр «Пышма» и всех, кто в нем работает. Теперь она уверена: еще несколько шагов вперед, и ее сын будет готов пойти учиться в обычную школу.
— Поэтому создайте, пожалуйста, для таких детей, как наш ребенок, больше мест для реабилитации! Расширьте центр «Пышма», чтобы все смогли сюда попасть! — заявила воодушевленная Зульфия Халитова.
От простого к сложному
Десять лет назад центр «Пышма» работал только со взрослыми. И до сих пор слепоглухие приезжают в учреждение, чтобы научиться правильно передвигаться, избегая опасностей, с тростью и без нее, пройти курс обучения по методу Брайля. Реабилитационные программы рассчитаны на несколько лет, по ступеням, от простого к сложному. Сначала инвалидов учат ходить и ориентироваться в помещении, затем с ними выходят на территорию центра, а позднее выезжают в близлежащий поселок Винзили для посещения социально значимых объектов: магазина, почты, поликлиники.
Реабилитанты также учатся пользоваться новыми техническими средствами, которые помогают им в передвижении, самообслуживании. Это различные голосовые устройства, тонометры, часы, тактильные трости, ультразвуковые фонари, GPS-навигаторы. Так, например, цифровой маркер-диктофон определяет по этикетке срок годности продуктов, содержание тех или иных пищевых емкостей. Ряд средств инвалидам выдается бесплатно, на основании федерального законодательства.
Постепенно, благодаря содействию Московского института коррекционной педагогики, в центре «Пышма» научились реабилитировать и детей. Если это слепорожденные дети, то с ними проводятся отдельные мероприятия, совместно с родителями. В работе с детьми, имеющими тяжелую речевую патологию, используются БОС-терапия, когда на ребенка надевают специальные электроды, стимулирующие активность головного мозга, логоритмические занятия, сенсорное стимулирование, совсем недавно открыт кабинет телесно-ориентированной терапии. По словам дефектолога Ирины Алексеевой, главное предназначение кабинетного оборудования, различных подвесных платформ, мячей — через движение и новые сенсорные ощущения вызвать у ребенка речь, хотя бы начальные звуки, сформировать у него речевую активность.
Если логопеды работают только с «речевиками», реабилитологи — с незрячими, то психологи — со всеми категориями детей и взрослых, используя при этом мультимедиа, песочную и акватерапию, различные игры, проводят с родителями семинары и консультирование. Помимо медицинской и социальной реабилитации, детей возят на экскурсии в областную столицу, музеи, цирк. В свою очередь в центр «Пышма» нередко приезжают творческие коллективы из областного центра.
Заметно, что специалисты «Пышмы» находятся в постоянном поиске: пишут новые программы реабилитации, применяют современные методики оздоровления населения.
Через руки реабилитолога Ларисы Гарифуллиной за десять лет ее работы в учреждении прошло около пяти тысяч детей и взрослых.
— Некоторые приезжают к нам в течение всех десяти лет работы центра, и мы с ними уже как родственники, — призналась специалист.
— Лариса Михайловна, а что вас привлекает в вашей профессии?
— Наверное, чувство нужности и востребованности. Иногда к нам привозят полностью незрячего человека, и он просто сидит, ничего не умея, но через 21 день реабилитации может вставать, передвигаться, садиться, выбирать направление движения. Это ни с чем несравнимые эмоции. Радуют дети, когда приезжают к нам во второй раз, и просятся: «Лариса Михайловна, а можно мы снова к вам придем?».
На региональном этапе Всероссийского конкурса профмастерства в сфере социальной политики Лариса Гарифуллина была признана лучшим специалистом по реабилитации инвалидов. В своей работе она применяет инновационные технологии, которые регулярно демонстрирует на областном цифровом форуме «Инфотех». Благодаря Ларисе Михайловне ее подопечные с ограничениями зрения начинают чувствовать себя гораздо увереннее. И оставляют в адрес реабилитолога много теплых слов в «Книге отзывов» центра.
Кстати, в рамках социально-бытовой адаптации детей обучают самостоятельности в быту, умению пользоваться электроприборами, техническими средствами реабилитации, ухаживать за собой, готовить пищу.
Удивительная форма реабилитации — обучение слепоглухих компьютерной грамотности. В центре «Пышма» она появилась в 2017 году при содействии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», а ранее оказывалась лишь в трех аналогичных центрах России — в Москве, Новосибирске и Махачкале. Занятия с реабилитантами проводит инструктор Анатолий Киселев. Под его руководством навыками пользования современными информационными технологиями овладели уже более 40 слепоглухих инвалидов из разных городов и регионов России. Инвалиды с одновременным нарушением зрения и слуха обучаются работе с брайлевским дисплеем, различными программами, электронной почтой. Безусловно, владение компьютером, использование сети Интернет открывают для слепоглухого человека уникальные возможности интеграции в общество.
Новых успехов центру «Пышма»!
Источник: tumen.mk.ru