Что мешает сделать жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья более комфортной? Об этом шёл разговор на очередном заседании комитета по социальной политике Тюменской областной Думы.
Слова и дела
Год назад в региональном парламенте состоялся круглый стол на тему: «Доступная и комфортная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья в городе Тюмени». По его итогам был принят ряд рекомендаций органам государственной власти Тюменской области, федеральным структурам, общественным организациям.
Как сообщил председатель комитета, единоросс Владимир Столяров, в 2013 году в рамках работы по выполнению постановления Думы о рекомендациях круглого стола депутаты внесли изменения в закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области». Цель поправок — установить полномочие органов государственной власти региона по бесплатному предоставлению инвалидам специальных учебников и учебных пособий, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков — специалистов, помогающих слепоглухим поддерживать связь с внешним миром с помощью контактного жестового языка. Рассмотрен вопрос о соблюдении требований законодательства по организации парковочных мест для инвалидов, ведется строительство пандусов. На реализацию программы «Безбарьерная среда» в нынешнем году будет направлено 337,4 миллиона рублей, в 2015-м — более 313 миллионов рублей, в 2016 году — 345,6 миллиона рублей.
Почти на 360 миллионов рублей приобретены технические средства реабилитации, которыми обеспечили 23626 человек, или 91 процент нуждающихся и состоящих на учете в органах социальной защиты.
На санаторно-курортное лечение выделено 74 тысячи 679 рублей, что на 72 процента ниже потребностей. Санаторно-курортное лечение прошли 3 тысячи человек, или 25 процентов от общего числа нуждающихся.
При содействии органов занятости трудоустроено 1647 инвалидов, или почти 60 процентов обратившихся.
Положительно оценив работу по выполнению рекомендаций круглого стола в целом, Владимир Столяров подчеркнул: «Сегодня особого внимания требуют вопросы, связанные с адаптацией жилищного фонда и объектов социальной инфрастуктуры для колясочников, обеспечением инвалидов санаторно-курортными путевками, реализацией мероприятий по оборудованию остановок общественного транспорта визуально-звуковой, тактильной информацией, а пешеходных переходов — светофорами со звуковым сопровождением».
Курортный дефицит
В ходе обсуждения представленной информации Тамара Казанцева (фракция КПРФ) отметила низкие показатели обеспеченности инвалидов санаторно-курортными путевками: «Почему ситуация ухудшается?»
— Обеспечение инвалидов санаторно-курортным лечением — полномочие федерального центра. Начиная с 2011 года недофинансирование этой сферы идет на уровне 60 процентов, — заявила заместитель директора областного департамента социального развития Татьяна Родяшина. — По этому поводу Тюменская областная Дума уже обращалась в Государственную Думу РФ. В конце прошлого года во время визита отраслевого министра в Тюменскую область наше руководство тоже поднимало эту проблему.
По словам Татьяны Владимировны, в Минфине разработана новая методика, предполагающая новые механизмы реализации социальной поддержки инвалидов, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. Однако и они не дают гарантии, что все, кому такое лечение показано, смогут его получить. Среди прочих мер предлагается более активно задействовать амбулаторно-поликлиническое звено здравоохранения, имеющее соответствующую лечебную базу и способное оказывать оздоровительные услуги. А вот о дополнительном финансировании санаторно-курортного лечения речи не идет. Сегодня главный приоритет профильного министерства — обеспечение инвалидов средствами реабилитации.
— Многие избиратели с ограниченными физическими возможностями жалуются на то, что им предоставляются путевки в другие регионы страны, — взял слово либерал-демократ Глеб Трубин. — Например, инвалидам-колясочникам или мамам с детьми, страдающими ДЦП, сложно туда добираться. Люди говорят: «Мы хотели бы лечиться в местных санаториях — «Сибири», «Тараскуле», но путевок туда не дают». Почему?
— Число санаториев, участвующих в федеральном конкурсе, ограничено, — пояснила Татьяна Родяшина. — Их перечень утвержден в приказе Минздрава. Другие санатории, в том числе «Тараскуль» и «Сибирь», такого права не имеют. Мы рекомендовали этим учреждениям подать заявку на участие в конкурсе, но они не проявили инициативу. При стоимости путевки в 35 тысяч рублей нашим санаториям, скорее всего, невыгодно реабилитировать инвалидов за установленную сумму в 19 тысяч рублей.
Что касается особых детей, то их родители просят выделить путевки именно в санатории Ставрополя, Краснодара — и в летний период. Осуществить такое желание далеко не просто, поскольку вся страна хочет летом на юг, однако департамент социального развития использует для этого все возможности.
Барьеры скрытые и явные
Еще одна проблема, на которой депутаты заострили внимание, — транспортная доступность.
— Сколько инвалидов пользуются общественным транспортом? — поинтересовался Глеб Трубин. — Мне неоднократно поступали обращения по поводу того, что колясочникам порой очень сложно совершить посадку в автобус. Кроме того, есть жалобы на ограниченный режим времени работы социального такси. Есть ли возможность сделать круглосуточным график этого такси?
— В прошлом году область закупила 266 современных автобусов, позволяющих осуществлять перевозку пассажиров с ограниченными физическими возможностями, — сообщила замдиректора департамента. — Теперь доступность общественного транспорта для этой категории граждан у нас составляет 30 процентов. Аналогичный федеральный показатель — 16 процентов. На наш взгляд, сегодня на первый план выходит необходимость обучения кондукторов и водителей, обязанных оказывать ситуационную помощь. Водители должны знать, как правильно подъехать к остановке, если видят инвалида на коляске, человека с белой тростью или женщину с детской коляской.
Отвечая на вторую часть вопроса — о социальном такси, Татьяна Родяшина заверила: он тоже решается. Сегодня автопарк социального такси насчитывает 39 специализированных машин, из них 9 работают в Тюмени. Причем, как подчеркнула Татьяна Владимировна, только в нашем регионе нет ограничений по количеству поездок, которые могут совершить инвалиды. С учетом пожеланий пользователей изменен график работы такси — теперь машину можно вызвать с половины восьмого утра. Рассматриваются варианты внедрения сменного режима, чтобы такси работало и в вечернее время. Заместитель директора департамента социального развития также уточнила: такси снабжены гусеничными подъемниками, жителям домов, где нет лифта, оказывается помощь при спуске.
— Кстати, о домах, — включился в разговор единоросс Виктор Буртный. — На ваш взгляд, как в правовом поле можно решить вопрос об установке пандусов в многоквартирном доме, если жильцы не дают согласия на их установку? С одной стороны, закон защищает интересы лиц с ограниченными физическими возможностями, с другой стороны, есть права остальных граждан, живущих в этих домах.
— К сожалению, правовое поле пока не имеет четких норм и жестких ограничений, — констатировала Татьяна Родяшина. — Реализуя проект по адаптации жилищного фонда для колясочников, мы столкнулись с серьезными трудностями. Жильцы не хотят, чтобы в узких подъездах появились пандусы. Без особого энтузиазма отнеслись к этой идее и ТСЖ, поскольку именно они должны следить за состоянием пандусов. В тех домах, где у жителей нет желания разделить социальную миссию, мы облегчаем колясочникам возможность спуска по лестницам с помощью гусеничных подъемников.
— Действительно, строительство пандусов — дело договора с жителями дома, — подтвердил единоросс Владимир Зимнев. — Сейчас Министерство труда и социальной политики готовит изменения в 34 федеральных закона в соответствии с реализацией Конвенции о правах инвалидов. Надеюсь, что этими поправками будут наконец даны четкие ответы на многие вопросы, в том числе о пандусах в жилых домах.
Как преодолеть полосу препятствий?
Впрочем, многие барьеры на пути создания комфортной и доступной среды для инвалидов можно преодолеть, не дожидаясь вмешательства федерального законодателя.
— В представленной комитету справке сказано: «В целях повышения доступности городского общественного транспорта для маломобильных групп населения перевозка пассажиров по городским маршрутам в Тюменской области осуществляется 378 полунизкопольными и низкопольными автобусами». Помните, похожую фразу мы встречали и в предыдущих отчетах? — обратился к коллегам Владимир Дмитриевич. — А насколько статистика соответствует реальности?
Чтобы проверить это, Владимир Зимнев, являющийся куратором партийного проекта «Равные возможности», недавно побывал в двух пассажирских автотранспортных предприятиях Тюмени. Выяснилось: в ПАТП-1 из 264 автобусов 182 — низкопольные. Ежедневно на линию выходит 165 единиц. Перевозку инвалидов осуществляют 19 автобусов по 11 маршрутам. В ПАТП-2 парк чуть меньше, но тоже в основном полунизкопольный и низкопольный. Людям в колясках доступны 11 автобусов по 8 маршрутам.
— Для чего область тратит такие серьезные бюджетные средства на покупку транспортных средств, приспособленных для перевозки граждан с ограниченными физическими возможностями, если только 30 автобусов должны остановиться и посадить инвалида?! — негодовал парламентарий. — На практике все еще хуже, поскольку водители не спешат добросовестно выполнять свои обязанности. Остановка транспорта чуть не в метре от бордюра — повседневное нарушение. Здоровому человеку порой непросто зайти в салон автобуса, что уж говорить о колясочнике?!
Не лучше обстоят дела и с реализацией других прав инвалидов на свободу передвижения. Для них Тюмень, по милости проектировщиков, строителей, дорожников, представляет собой сплошную полосу препятствий.
— Анализ ситуации позволяет сделать два вывода, — заявил Владимир Зимнев. — Регион вкладывает очень серьезные деньги и прилагает большие усилия по созданию более комфортных условий для маломобильных групп населения. Однако эта работа не дает должного эффекта из-за низкого уровня исполнительской дисциплины, начиная с водителя автобуса, строителя, который укладывает бордюры так, что и здоровому человеку через них не перешагнуть, и заканчивая органами исполнительной власти, контролирующими деятельность подрядчиков. Если мы действительно хотим помочь инвалидам, необходимо «включить» превентивный контроль на всех стадиях благоустройства и развития города.
Одной из таких превентивных мер можно назвать и решение комитета по социальной политике, рекомендовавшего Тюменской областной Думе через год, в рамках контрольной деятельности, вернуться к обсуждению темы доступности и комфортности среды для людей с ограниченными возможностями здоровья...
108 тысяч инвалидов проживает на территории Тюменской области, из них 5,6 тысячи — дети.
Источник: Тюменские известия