Об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья шла речь на пресс¬конференции заместителя директора Департамента образования Людмилы Чеботарь, отметившей, что сегодня в Тюменской области проживает более десяти тысяч детей-¬инвалидов. Подавляющее большинство из них получает образовательные услуги. В общей статистике дошколят, которые ходят в детсад, — 2079, учащихся общеобразовательных и коррекционных школ — 7392 человека. И около 500 детей не посещает ни детсады, ни школы.


Проблема здесь зачастую в родителях таких ребят, которые всеми силами препятствуют тому, чтобы их чадо вливалось в коллектив. Лишь ничтожный процент детей-¬инвалидов действительно не может обучаться в силу медицинских показаний, например, когда им проводят серию операций в стационаре. Однако убедить родителей в том, что после этих процедур их ребенок обязательно должен часть дня пребывать в коллективе сверстников, зачастую не удается. Как утверждают специалисты, ни у здоровых детей, ни у педагогов по отношению к детям¬-инвалидам негатива не возникает. Тем не менее, "особые" родители отличаются повышенной уязвимостью, боясь, что их ребенок "не впишется", будет подвергаться насмешкам и нападкам. Таким образом, сами того не желая, они искусственно замыкают своего отличного от других малыша в узком кругу семьи и врачей.

В принципе, даже в таких случаях можно найти выход из положения — дистанционное обучение. В департаменте утверждают, что материальных проблем для обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья компьютерной техникой нет. 12 процентов ребят от общего числа детей-¬инвалидов региона получают образование именно таким образом. Пока их 120, к концу 2010 года будет уже 135. Это просто замечательный показатель, учитывая, что еще в 2008 году их не было вовсе.

Другая сторона проблемы — недостаток учителей, которые могут обучать детей¬инвалидов. Чаще всего дело не в отсутствии желания, а в недостатке знаний и практических навыков. Чтобы отчасти решить эту проблему, в нынешнем году планируется открыть на базе существующих общеобразовательных школ несколько технопарков, где учителей будут обучать тонкостям работы с детьми¬-инвалидами. Положительный опыт в этой области есть у преподавателей центра лечебной педагогики города Пскова, где недавно побывала группа тюменских специалистов. Основная задача сейчас — систематизировать знания, накопленные опытными педагогами, и грамотно преподать их тем, кто еще только планирует работу с "особыми" детьми. В идеале будущие педагоги должны получать необходимый объем таких знаний уже в учебном заведении, но до этого пока далеко. Специализированные курсы преподают сегодня только в формате факультативов.

Еще один острый момент — неприспособленность школ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Речь здесь идет не только об отсутствии пандусов и специальных перил, но и о массе других необходимых требований, которые делают пространство образования инвалидов действительно безбарьерным. Эти условия можно соблюсти лишь при строительстве новых школ и капитальной реконструкции старых зданий. Совершенно очевидно, что в ближайшее время положение дел в этой сфере не изменится и детям по-¬прежнему необходима будет помощь взрослых в интеграции в пространство средней школы.

Несмотря на объективные трудности, следует отметить, что подвижки в области получения образования детьми-¬инвалидами все¬-таки есть. Яркая иллюстрация тому — возрастающее количество ребят, изъявляющих желание сдавать итоговые экзамены в формате ЕГЭ, при том что закон освобождает их от такой необходимости. Если в прошлом году таких детей было чуть больше 20-¬ти, то в нынешнем — уже 71. Особыми симпатиями у них пользуется русский язык, сдача которого в форме единого госэкзамена засчитывается при приеме в подавляющее большинство вузов.

Заместитель директора Департамента образования Тюменской области Людмила Чеботарь рассказала также о ходе проведения олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое мероприятие проводилось в регионе впервые, и, стоит отметить, вызвало живой отклик у юных участников. Итоги олимпиады еще не подведены, но уже можно констатировать ее безоговорочный успех. Заявки (зачастую вместе со справками о заболевании) прислали более 200 человек со всех уголков Тюменской области. Организаторы попытались сформулировать названия номинаций таким образом, чтобы отметиться смогли ребята с самыми различными патологиями здоровья. Это литературное, художественное, конструкторское, технологическое творчество, исследовательские работы любого формата — рефераты, презентации, проекты. Единственное требование — привязка к теме празднования 65¬летия празднования Победы в Великой Отечественной войне. Организаторы отмечают, что "особым" детям, в отличие от обычных, не нужна особая мотивация для участия в различного рода конкурсах. Они подходят к делу с большим энтузиазмом и очень стремятся удивить своими творениями как можно больше людей. В департаменте ратуют за то, чтобы эта выставка была экспонирована в одной из тюменских школ и привлекла множество посетителей. "Работы действительно небанальные", — резюмировала Людмила Чеботарь. А победителей, как водится, ждут дипломы и дорогие подарки, ценность которых в ситуации с "особыми" детьми становится в разы больше, ведь на самом деле им нужны не столько призы, сколько наше с вами внимание.


Источник: Московский комсомолец