Только в этом году из коррекционных школ в общеобразовательные перешли почти 4 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще совсем недавно понятие "инклюзивное образование" было знакомо в основном педагогам и чиновникам. Для большинства родителей, имеющих детей-инвалидов, оно было не более чем новомодным словом. Но именно инклюзивное образование дало им надежду. В 2011 году Тюменская область в числе 18 регионов страны приступила к реализации программы "Доступная среда", и теперь дети, имеющие даже самые тяжелые заболевания, могут учиться наравне со всеми - в массовых школах. Об этом пишет сегодня "Российская газета".
Пандус к знаниям
По уровню оснащения тюменская школа №15 пока не имеет себе равных. Она оказалась именно такой, о какой дети-колясочники и их родители мечтали много лет: удобный пандус на входе, большие лифты и подъемник, широкие дверные проемы, специальные санитарные комнаты на каждом этаже, приспособленные парты. Каждое ученическое место в этом современном общеобразовательном учреждении, которое уже окрестили школой будущего, обошлось областному бюджету более чем в миллион рублей. Ребятам-инвалидам здесь доступно все то же, что и обычным ученикам, - интерактивные доски, лингафонная техника, компьютеры.
Пока такая школа, которую строили с нуля, в городе одна. Чиновники ставят задачу: к 2015 году условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должны появиться в каждом втором общеобразовательном учреждении.
По словам директора регионального департамента образования Алексея Райдера, на сегодняшний день лицензии на обучение таких детей получены всеми школами области.
- Многое из того, что в других регионах внедряется только сейчас, у нас стало появляться чуть раньше. Мы первыми начали уходить от стационарных коррекционных учреждений. Очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, независимо от тяжести заболевания, могли посещать массовые школы. Потому что в школе не только дают знания, но и учат общаться, учат жить. И лишать такой возможности ребенка с отклонениями в развитии преступно. На сегодняшний день все общеобразовательные учреждения области имеют возможность обучать детей, которым рекомендованы коррекционные программы. Для этого мы повысили квалификацию педагогов, многие из них дополнительно получили специализацию логопедов и дефектологов, - поясняет глава департамента.
На организацию образования детей-инвалидов в прошлом году из областного бюджета было выделено 15 миллионов рублей. Еще пять миллионов поступило из федеральной казны. Две школы теперь имеют автобусы для учеников с нарушением опорно-двигательной системы. В ряде школах на бюджетные деньги оборудовали сенсорные комнаты, кабинеты БОС (биологически-обратной связи). Теперь с помощью компьютерных тренажеров дети вместе с учителями учатся управлять своим здоровьем.
Ориентиры доступности
- До сих пор в России не было стандартов коррекционного образования. Нигде не прописано, чем оснащать такие классы. В программе "Доступная среда" появились минимальные ориентиры. Но на первых порах очень сложно каждую школу оснастить учебными пособиями по всем коррекционным программам, оборудованием, подобрать педагогический состав. Это вопрос времени. В 2010 году мы постарались максимально укомплектовать всем необходимым 10 школ в областном центре. И сделать так, чтобы каждая из них была ориентирована на обучение детей с определенной патологией: одна, например, - на учеников с нарушенным слухом, другая - на детей со слабым зрением, третья - с речевой патологией и задержкой психического развития. Это позволит сделать процесс обучения особых детей более продуктивным. В прошлом году эта работа велась в Тюмени. Нынче пойдем в Ишим, Ялуторовск, Тобольск, а со следующего года - в сельскую местность, - делится планами Алексей Райдер.
Однако даже при большом желании перевестись в обычную школу, к сожалению, смогут не все. Почти к 500 тюменским ребятишкам учителя будут продолжать ходить на дом в силу того, что добраться до класса этим ученикам не поможет даже школьный автобус.
Тем не менее и эти ребята сегодня могут почувствовать себя настоящими школьниками. Систему дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в регионе начали внедрять в 2009 году. В прошлом году она получила наибольшее развитие. На сегодняшний день уже 180 детей из 19 районов области имеют возможность, не выходя из дома, вживую общаться не только с учителями, но и с одноклассниками. Им выделили компьютеры, необходимое программное обеспечение, веб-камеры, бесплатно подключили к Интернету и теперь оплачивают безлимитный трафик.
На урок через Интернет
К пятикласснику 68-й школы Богдану Хмелевскому преподавательница Светлана Александровна Устюгова приходит три раза в неделю. Что такое звонок на урок и с урока, равно как и школьная переменка, и ответ у доски, прикованному к коляске Богдану, увы, неизвестно. У домашних занятий свои особенности. Но возможность оказаться в классе у Богдана все же есть. Чтобы попасть на школьный урок, ему достаточно включить компьютер и настроить веб-камеру. За две четверти он освоил технику так, что теперь на связь с учителями выходит без помощи родителей. К виртуальному ученику учитель точно так же внимателен, как к остальным: поможет разобраться в задачках, всегда вовремя похвалит, а если надо, и пожурит.
Помимо Богдана онлайн-уроки в этой школе сегодня доступны еще 17 ребятам. Учителя приводят в пример тех, кто еще совсем недавно был крайне замкнутым ребенком. Родители шестиклассника Саши Дементьева, у которого с рождения страшный диагноз ДЦП, поначалу были категорически против того, чтобы их сын выходил на связь с классом. Делали все, чтобы мальчика никто не видел, полагая, что именно так для него будет лучше. Однако учителя сумели переубедить их. И Саша на удивление быстро пошел на контакт. Преодолеть барьер помогли и пятикласснице Кате Усольцевой - для нее мир сегодня ограничен квартирой на девятом этаже. Сейчас Катя не только не стесняется отвечать во время онлайн-уроков, но и старается опередить других ребят и несказанно радуется, когда это удается.
Чтобы сделать обучение таких детей максимально продуктивным, некоторые учителя установили веб-камеры и у себя дома.
- Кому-то удобнее заниматься в вечернее время, а кому-то и вовсе в выходные. Для большинства таких детей утомительно даже получасовое занятие, им требуется продолжительный отдых между уроками. Онлайн-обучение позволяет заниматься, когда ребенок максимально на это настроен, - поясняет Светлана Устюгова.
Благодаря дистанционному обучению эти ребята теперь могут получить знания и по предметам, недостаточно охваченным домашним образованием, например, иностранному языку или компьютерной графике, а значит, овладеть в будущем достойной профессией. Впрочем, у тюменских школ уже немало выпускников, которые, несмотря на многочисленные преграды, стали профессиональными дизайнерами и переводчиками.
Ольга Бабанова, Тюменская область
Алексей Райдер, директор департамента образования Тюменской области:
- Практика советской школы была направлена на изоляцию детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям-инвалидам готовы были организовать круглосуточное пребывание в школах-интернатах, лишь бы не пускать их в массовую школу. На многих и вовсе ставился штамп "необучаемый".
Министерство образования наконец-то четко сформулировало, что необучаемых детей не существует. Радует, что это стало государственным приоритетом.
Сегодня мы говорим о том, что если ребенку рекомендована коррекционная программа, то это вовсе не означает, что он должен учиться исключительно в коррекционном учебном заведении. Родители вправе отдать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в любую школу, и школа не имеет права им в этом отказать. Не скрою, пока это получается не везде. Одни неохотно берут особых детей, боясь испортить статистику по успеваемости, другие просто боятся. Мы вынуждены переживать процесс повышения уровня толерантности к особым детям не только со стороны других учеников, но и со стороны взрослых. Тем не менее на сегодняшний день ребята с ограниченными возможностями здоровья обучаются уже почти в ста массовых школах. Причем большинство в школах шаговой доступности.
Но коррекционные учреждения все же остаются. Некоторые родители желают, чтобы дети оставались в специальных школах. Как правило, это происходит в тех случаях, когда ребенок системно и довольно успешно занимается с конкретными педагогами. И мы обязаны предоставить им такую возможность. Остается и потребность в интернатах. Теоретически принять ребенка с ДЦП сегодня может любая школа, но мы пока не в состоянии организовать в каждой из них подвоз таких учеников. Из 24 коррекционных школ и школ-интернатов осталось 8. Они полностью обеспечивают кустовой принцип - на каждые два-три района области имеется по одному такому учреждению.
Справка "РГ"
В Тюменской области на учете в органах социальной защиты населения значится около 5,8 тысячи детей-инвалидов, в том числе свыше 1 тысячи - дошкольного возраста.
Источник: Бизнес-Портал
Пандус к знаниям
По уровню оснащения тюменская школа №15 пока не имеет себе равных. Она оказалась именно такой, о какой дети-колясочники и их родители мечтали много лет: удобный пандус на входе, большие лифты и подъемник, широкие дверные проемы, специальные санитарные комнаты на каждом этаже, приспособленные парты. Каждое ученическое место в этом современном общеобразовательном учреждении, которое уже окрестили школой будущего, обошлось областному бюджету более чем в миллион рублей. Ребятам-инвалидам здесь доступно все то же, что и обычным ученикам, - интерактивные доски, лингафонная техника, компьютеры.
Пока такая школа, которую строили с нуля, в городе одна. Чиновники ставят задачу: к 2015 году условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должны появиться в каждом втором общеобразовательном учреждении.
По словам директора регионального департамента образования Алексея Райдера, на сегодняшний день лицензии на обучение таких детей получены всеми школами области.
- Многое из того, что в других регионах внедряется только сейчас, у нас стало появляться чуть раньше. Мы первыми начали уходить от стационарных коррекционных учреждений. Очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, независимо от тяжести заболевания, могли посещать массовые школы. Потому что в школе не только дают знания, но и учат общаться, учат жить. И лишать такой возможности ребенка с отклонениями в развитии преступно. На сегодняшний день все общеобразовательные учреждения области имеют возможность обучать детей, которым рекомендованы коррекционные программы. Для этого мы повысили квалификацию педагогов, многие из них дополнительно получили специализацию логопедов и дефектологов, - поясняет глава департамента.
На организацию образования детей-инвалидов в прошлом году из областного бюджета было выделено 15 миллионов рублей. Еще пять миллионов поступило из федеральной казны. Две школы теперь имеют автобусы для учеников с нарушением опорно-двигательной системы. В ряде школах на бюджетные деньги оборудовали сенсорные комнаты, кабинеты БОС (биологически-обратной связи). Теперь с помощью компьютерных тренажеров дети вместе с учителями учатся управлять своим здоровьем.
Ориентиры доступности
- До сих пор в России не было стандартов коррекционного образования. Нигде не прописано, чем оснащать такие классы. В программе "Доступная среда" появились минимальные ориентиры. Но на первых порах очень сложно каждую школу оснастить учебными пособиями по всем коррекционным программам, оборудованием, подобрать педагогический состав. Это вопрос времени. В 2010 году мы постарались максимально укомплектовать всем необходимым 10 школ в областном центре. И сделать так, чтобы каждая из них была ориентирована на обучение детей с определенной патологией: одна, например, - на учеников с нарушенным слухом, другая - на детей со слабым зрением, третья - с речевой патологией и задержкой психического развития. Это позволит сделать процесс обучения особых детей более продуктивным. В прошлом году эта работа велась в Тюмени. Нынче пойдем в Ишим, Ялуторовск, Тобольск, а со следующего года - в сельскую местность, - делится планами Алексей Райдер.
Однако даже при большом желании перевестись в обычную школу, к сожалению, смогут не все. Почти к 500 тюменским ребятишкам учителя будут продолжать ходить на дом в силу того, что добраться до класса этим ученикам не поможет даже школьный автобус.
Тем не менее и эти ребята сегодня могут почувствовать себя настоящими школьниками. Систему дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в регионе начали внедрять в 2009 году. В прошлом году она получила наибольшее развитие. На сегодняшний день уже 180 детей из 19 районов области имеют возможность, не выходя из дома, вживую общаться не только с учителями, но и с одноклассниками. Им выделили компьютеры, необходимое программное обеспечение, веб-камеры, бесплатно подключили к Интернету и теперь оплачивают безлимитный трафик.
На урок через Интернет
К пятикласснику 68-й школы Богдану Хмелевскому преподавательница Светлана Александровна Устюгова приходит три раза в неделю. Что такое звонок на урок и с урока, равно как и школьная переменка, и ответ у доски, прикованному к коляске Богдану, увы, неизвестно. У домашних занятий свои особенности. Но возможность оказаться в классе у Богдана все же есть. Чтобы попасть на школьный урок, ему достаточно включить компьютер и настроить веб-камеру. За две четверти он освоил технику так, что теперь на связь с учителями выходит без помощи родителей. К виртуальному ученику учитель точно так же внимателен, как к остальным: поможет разобраться в задачках, всегда вовремя похвалит, а если надо, и пожурит.
Помимо Богдана онлайн-уроки в этой школе сегодня доступны еще 17 ребятам. Учителя приводят в пример тех, кто еще совсем недавно был крайне замкнутым ребенком. Родители шестиклассника Саши Дементьева, у которого с рождения страшный диагноз ДЦП, поначалу были категорически против того, чтобы их сын выходил на связь с классом. Делали все, чтобы мальчика никто не видел, полагая, что именно так для него будет лучше. Однако учителя сумели переубедить их. И Саша на удивление быстро пошел на контакт. Преодолеть барьер помогли и пятикласснице Кате Усольцевой - для нее мир сегодня ограничен квартирой на девятом этаже. Сейчас Катя не только не стесняется отвечать во время онлайн-уроков, но и старается опередить других ребят и несказанно радуется, когда это удается.
Чтобы сделать обучение таких детей максимально продуктивным, некоторые учителя установили веб-камеры и у себя дома.
- Кому-то удобнее заниматься в вечернее время, а кому-то и вовсе в выходные. Для большинства таких детей утомительно даже получасовое занятие, им требуется продолжительный отдых между уроками. Онлайн-обучение позволяет заниматься, когда ребенок максимально на это настроен, - поясняет Светлана Устюгова.
Благодаря дистанционному обучению эти ребята теперь могут получить знания и по предметам, недостаточно охваченным домашним образованием, например, иностранному языку или компьютерной графике, а значит, овладеть в будущем достойной профессией. Впрочем, у тюменских школ уже немало выпускников, которые, несмотря на многочисленные преграды, стали профессиональными дизайнерами и переводчиками.
Ольга Бабанова, Тюменская область
Алексей Райдер, директор департамента образования Тюменской области:
- Практика советской школы была направлена на изоляцию детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям-инвалидам готовы были организовать круглосуточное пребывание в школах-интернатах, лишь бы не пускать их в массовую школу. На многих и вовсе ставился штамп "необучаемый".
Министерство образования наконец-то четко сформулировало, что необучаемых детей не существует. Радует, что это стало государственным приоритетом.
Сегодня мы говорим о том, что если ребенку рекомендована коррекционная программа, то это вовсе не означает, что он должен учиться исключительно в коррекционном учебном заведении. Родители вправе отдать ребенка с ограниченными возможностями здоровья в любую школу, и школа не имеет права им в этом отказать. Не скрою, пока это получается не везде. Одни неохотно берут особых детей, боясь испортить статистику по успеваемости, другие просто боятся. Мы вынуждены переживать процесс повышения уровня толерантности к особым детям не только со стороны других учеников, но и со стороны взрослых. Тем не менее на сегодняшний день ребята с ограниченными возможностями здоровья обучаются уже почти в ста массовых школах. Причем большинство в школах шаговой доступности.
Но коррекционные учреждения все же остаются. Некоторые родители желают, чтобы дети оставались в специальных школах. Как правило, это происходит в тех случаях, когда ребенок системно и довольно успешно занимается с конкретными педагогами. И мы обязаны предоставить им такую возможность. Остается и потребность в интернатах. Теоретически принять ребенка с ДЦП сегодня может любая школа, но мы пока не в состоянии организовать в каждой из них подвоз таких учеников. Из 24 коррекционных школ и школ-интернатов осталось 8. Они полностью обеспечивают кустовой принцип - на каждые два-три района области имеется по одному такому учреждению.
Справка "РГ"
В Тюменской области на учете в органах социальной защиты населения значится около 5,8 тысячи детей-инвалидов, в том числе свыше 1 тысячи - дошкольного возраста.
Источник: Бизнес-Портал