На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении новый закон “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, внесенный правительством. (Нынешний закон действует с 1995 года, и многие его нормы устарели.) До второго чтения проект “доедет” не раньше осени - к нему масса претензий из регионов, поскольку он отдает практически все полномочия и финансовые рычаги субъектам РФ, снимая с центра ответственность за “перегибы на местах”. Поэтому Дума создаст межфракционную рабочую группу для детальной доработки проекта ко второму чтению.

Документ подразделяет систему соцобслуживания населения на две основные части: соцобслуживание и государственная социальная помощь. Сфера соцобслуживания охватывает категории “льготников”, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию, утратили здоровье и которым органы соцзащиты населения должны оказывать прямые услуги. Соцпомощь государства включает выплаты, пособия, предоставление соцгарантий в денежной форме. Как утверждают сторонники нового закона, старый, ныне действующий, уже не отражает современных реалий, качество услуг не удовлетворяет их получателей, причем на многие из этих соцуслуг (к примеру, соцобслуживание пожилых на дому) огромные очереди. Новый закон введет понятие “стандарт соцуслуги”. Появление четкой “сетки” подобных стандартов облегчит гражданам возможность правильно подобрать услугу, положенную им по закону, и грамотно пожаловаться, если они ее не получают. Внедрение стандартов позволит осуществлять надзор за качеством работы соответствующих структур. После принятия закона почти весь спектр соцуслуг, помимо госучреждений, смогут оказывать представители негосударственного сектора (НКО и индивидуальные предприниматели) с получением за это компенсации расходов. И граждане смогут сделать осознанный выбор учреждения. А конкуренция, как известно, стимулирует повышение качества обслуживания. По статистике разработчиков, соцобслуживанием сможет пользоваться практически каждый четвертый россиянин - около 34 млн человек: семьи с детьми, инвалиды, пожилые...

При обсуждении представлявший проект замминистра труда Алексей Вовченко признался, что, судя по присланным в ГД и Кабмин отзывам с мест, далеко не все субъекты РФ проект поддержали. А около десяти регионов, причем не только дотационных, потребовали дополнительных средств, если документ примут в нынешнем виде... Первый зампред комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Галина Карелова призвала поддержать проект и потом доработать его в межфракционной группе к осени. Карелова считает, что закон “должен быть ориентирован на содержательный момент, тогда как правительство в нем больше говорит о финансовом обеспечении и самостоятельности регионов, а не о четких нормативах и стандартах”.

Комитет ГД по труду высказал ряд серьезных замечаний к законопроекту, в основном по части норм, разграничивающих полномочия в сфере госполитики по соцобслуживанию населения между федеральными и региональными органами власти. В сравнении с действующим законодательством в нем гораздо больше полномочий отнесено на региональный уровень. Это может привести к развалу единой госполитики в этой сфере и помешать “обеспечению равных прав нуждающихся граждан независимо от мест их проживания”. Комитет со своей стороны предлагает больше полномочий дать федеральным органам власти - разработку типовых положений о структуре, разработку штатных нормативов (норм питания, площади жилых помещений и т.п.), утверждение стандарта соцуслуги. Комитет по труду предлагает прописать в проекте реестр основных организаций соцобслуживания. Также было предложено установить в проекте четкие единые подходы, при которых оказавшиеся в трудной жизненной ситуации смогут получать услуги по соцобслуживанию бесплатно. Наконец, комитет потребовал включить в проект ныне действующую норму закона “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” - она сохраняет за гражданами жилые помещения в течение полугода после поступления человека в стационарное учреждение соцобслуживания. Иначе по правительственному варианту получается, что наниматель муниципальной квартиры может, выйдя из стационара, оказаться буквально на улице...

Мнение
Александр Ломакин-Румянцев, президент Всероссийского общества инвалидов:

- В проекте оказание соцпомощи связывается почти исключительно с “трудной жизненной ситуацией” и при ЧС. Но эти услуги должны в большей степени быть оказаны в нормальных ситуациях. Следовало бы отделить нахождение в трудной жизненной ситуации от наличия ограничений жизнедеятельности в обычной жизни, так как в этих ситуациях различны и цели соцобслуживания, и их объем и содержание. В проекте такой дифференциации нет. При наличии ограничений у гражданина цель получения соцобслуживания - компенсировать утрату способности самостоятельно обслуживать себя и передвигаться. И это нужно делать постоянно. При нахождении в трудной жизненной ситуации цель соцобслуживания другая - просто помочь человеку преодолеть эту ситуацию.

Далее: когда определяется, нуждается ли гражданин в соцуслугах, учитывается наличие или отсутствие у него родственников. По-моему, нужно это требование исключить или максимально его конкретизировать. Ведь нередка ситуация, когда у человека есть родственники, причем близкие, которые о нем не заботятся. Получится, что граждане, брошенные своими родственниками, останутся без соцпомощи.

Наконец, непонятен порог предельной величины среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно. В части размера оплаты в проекте записана настолько расплывчатая формулировка, что невозможно понять, что она значит. Из этой “формулы” вытекает только то, что каждый регион будет сам все определять - неравенство обеспечено... Поэтому надо обязательно указать в законе: установление величины среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно - это компетенция центра.

“А”-СПРАВКА
В законопроекте определены условия предоставления соцуслуг на бесплатной и платной основе, категории граждан, которым соцуслуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в нестационарных или в стационарных условиях. Категории россиян, которым эти услуги должны предоставляться бесплатно, следующие: дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; люди, пострадавшие в ЧС, вооруженных и межэтнических конфликтах; не имеющие определенного места жительства и занятий.

Люди, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и передвижению, могут быть включены как в число получателей бесплатной помощи, так и в число “платников”. Основной критерий здесь - наличие родственников и величина их доходов. Граждане, у которых нет совместно проживающих с ними родственников, либо люди с родственниками, но имеющие среднедушевой доход семьи ниже предельной величины для предоставления платных соцуслуг, могут претендовать на получение услуг бесплатно.

“Ставку” предельной величины среднедушевого дохода для предоставления платных соцуслуг установят позже, причем решать этот вопрос будет не федеральный центр, а регион с учетом его финансовых возможностей. Этот предельный размер не должен быть меньше величины прожиточного минимума, установленного в данном регионе. В остальном - полная свобода и никакого финансирования “сверху”...

Источник: www.solidarnost.org