В моде нынче словосочетание «безбарьерная среда». Проще говоря, создание таких условий, чтобы инвалиды могли без труда передвигаться по улицам, легко попасть к себе домой, в кинотеатр, в магазин, в аптеку, в учебную аудиторию.
В это благородное дело вовлечены все. Правда, к нему не всегда подходят с душой. И подчас видишь у подъезда вот такой пандус «для галочки», что красуется на фотографии. Сделали – отчитались. На одном конце крыльца спуск для колясок, на другом конце – поручни. Как в том анекдоте: вот баня, через дорогу – раздевалка. Но верим: постепенно безбарьерная среда станет неотъемлемой составной частью нашего менталитета. И доказательство тому – студенческая наука.
В начале июня в Уфе состоится Всероссийский конкурс молодёжных проектов «Моя страна – моя Россия». Его участники – юные исследователи и изобретатели, стремящиеся улучшить жизнь в стране. Одна из конкурсанток – будущий преподаватель физвоспитания Любовь Зылева – учится в Западно-Сибирском колледже. Проект, который представит на форуме исследовательница, называется «Доступный колледж».
– Мелочей в этом деле не бывает, – говорит Люба. – Недостаточно оборудовать колледж лифтами и пандусами. Недостаточно даже использовать специальные образовательные технологии. Студенту с особыми познавательными потребностями должны быть обеспечены комфортные условия для выполнения учебных заданий. Для слабовидящих, например, рекомендуется оборудование одиночных ученических мест, выделенных из общей площади помещения ковровым покрытием. Парта студента со слабым зрением должна находиться в первых рядах и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, обучающемуся с плохим зрением или незрячему рекомендуется пользоваться диктофоном – это его способ конспектирования. Пособия, которые используются на различных занятиях, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы студент смог их потрогать. Названия аудиторий следует оформить на табличках крупным шрифтом.
Студентка просветила нас и по поводу некоторых других норм. Думаем, родителям детей-инвалидов будет небесполезно это узнать.
– Для слабослышащих ученические места следует оборудовать электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Экран монитора не должен располагаться непосредственно напротив окна или других источников света, дающих блики на экране. Его следует ориентировать к окну под углом, близким к прямому. В столовой нужно предусмотреть зону для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Столы в ней должны находиться в непосредственной близости от буфетной стойки. Библиотека также должна обеспечивать свободный доступ людей на кресле-коляске к самостоятельному обозрению и выбору книг, стойку выдачи книг нужно понизить до 70 см. Для инвалидов по зрению библиотека должна располагать специальными тифлосредствами, книгами по Брайлю и «говорящими».
Любовь составила целые инструкции, которым рекомендует следовать сотрудникам колледжей:
– Когда в образовательное учреждение приходит студент со слабым зрением, он испытывает затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому в начале учебного года с ним надо пройтись по зданию колледжа, для того, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все препятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать студенту возможность пощупать двери и углы. Крайние ступени лестницы при входе в колледж для ориентации обучающегося с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.
Дотошная исследовательница установила, что в Тюмени функционируют одиннадцать образовательных учреждений профессионального образования разных ступеней, где принимают инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрев 135 рабочих профессий, должности служащих, востребованные на рабочие места для инвалидов, она выяснила, что по 48 рабочим профессиям вполне может вестись подготовка в образовательных учреждениях НПО и СПО.
В её родном Западно-Сибирском колледже сейчас успешно обучаются пять студентов с ограниченными физическими возможностями. Хотя условия для безбарьерной среды ещё нуждаются в совершенствовании, девушка уверена: в недалёком будущем её исследования получат практическое применение в этом учебном учреждении.
Источник: tyum-pravda.ru
В это благородное дело вовлечены все. Правда, к нему не всегда подходят с душой. И подчас видишь у подъезда вот такой пандус «для галочки», что красуется на фотографии. Сделали – отчитались. На одном конце крыльца спуск для колясок, на другом конце – поручни. Как в том анекдоте: вот баня, через дорогу – раздевалка. Но верим: постепенно безбарьерная среда станет неотъемлемой составной частью нашего менталитета. И доказательство тому – студенческая наука.
В начале июня в Уфе состоится Всероссийский конкурс молодёжных проектов «Моя страна – моя Россия». Его участники – юные исследователи и изобретатели, стремящиеся улучшить жизнь в стране. Одна из конкурсанток – будущий преподаватель физвоспитания Любовь Зылева – учится в Западно-Сибирском колледже. Проект, который представит на форуме исследовательница, называется «Доступный колледж».
– Мелочей в этом деле не бывает, – говорит Люба. – Недостаточно оборудовать колледж лифтами и пандусами. Недостаточно даже использовать специальные образовательные технологии. Студенту с особыми познавательными потребностями должны быть обеспечены комфортные условия для выполнения учебных заданий. Для слабовидящих, например, рекомендуется оборудование одиночных ученических мест, выделенных из общей площади помещения ковровым покрытием. Парта студента со слабым зрением должна находиться в первых рядах и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, обучающемуся с плохим зрением или незрячему рекомендуется пользоваться диктофоном – это его способ конспектирования. Пособия, которые используются на различных занятиях, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы студент смог их потрогать. Названия аудиторий следует оформить на табличках крупным шрифтом.
Студентка просветила нас и по поводу некоторых других норм. Думаем, родителям детей-инвалидов будет небесполезно это узнать.
– Для слабослышащих ученические места следует оборудовать электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Экран монитора не должен располагаться непосредственно напротив окна или других источников света, дающих блики на экране. Его следует ориентировать к окну под углом, близким к прямому. В столовой нужно предусмотреть зону для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Столы в ней должны находиться в непосредственной близости от буфетной стойки. Библиотека также должна обеспечивать свободный доступ людей на кресле-коляске к самостоятельному обозрению и выбору книг, стойку выдачи книг нужно понизить до 70 см. Для инвалидов по зрению библиотека должна располагать специальными тифлосредствами, книгами по Брайлю и «говорящими».
Любовь составила целые инструкции, которым рекомендует следовать сотрудникам колледжей:
– Когда в образовательное учреждение приходит студент со слабым зрением, он испытывает затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому в начале учебного года с ним надо пройтись по зданию колледжа, для того, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все препятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать студенту возможность пощупать двери и углы. Крайние ступени лестницы при входе в колледж для ориентации обучающегося с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.
Дотошная исследовательница установила, что в Тюмени функционируют одиннадцать образовательных учреждений профессионального образования разных ступеней, где принимают инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрев 135 рабочих профессий, должности служащих, востребованные на рабочие места для инвалидов, она выяснила, что по 48 рабочим профессиям вполне может вестись подготовка в образовательных учреждениях НПО и СПО.
В её родном Западно-Сибирском колледже сейчас успешно обучаются пять студентов с ограниченными физическими возможностями. Хотя условия для безбарьерной среды ещё нуждаются в совершенствовании, девушка уверена: в недалёком будущем её исследования получат практическое применение в этом учебном учреждении.
Источник: tyum-pravda.ru